Болонский процесс

 БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 48 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатскоегосударство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства. О присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования было объявлено 14 мая 2015 года в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике.

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса являются 49 стран (2015 год) и Европейская комиссия. Все страны-члены Европейского союза и Восточного партнерства задействованы в процессе.

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система баллов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
  6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

 

посредством постепенной конвергенции в направлении общей рамки квалификаций и циклов обучения;

 Содействие мобильности студентов и преподавателей на Европейском

 

пространстве и их интеграции в европейский рынок труда;

 Разработка общей системы степеней для уровня бакалавра, магистра и доктора.

 

Болонская декларация (1999)

Болонская декларация о Европейском пространстве высшего образования, на которую оказала сильное влияние Сорбонская декларация, была подписана в июне 1999 г. министрами образования 29 европейских стран. Эта Декларация стала главным документом, которым руководствуются подписавшие ее страны для формирования общей рамки модернизации и реформирования высшего образования в Европе.

Процесс реформ стали называть Болонским процессом.

В 1999 г. Декларацию подписали 15 стран, входивших тогда в состав Евросоюза, 3 страны ЕАСТ/ EFTA (Исландия, Норвегия и Швейцария), а также 11 стран - кандидатов на вступление в ЕС (Болгария, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия и Словения). В разработке Декларации участвовали такие международные организации, как Европейская Комиссия, Совет Европы и ассоциации университетов, ректоров и европейских студентов.

Болонская декларация ставит своей целью усиление международной конкурентоспособности европейского высшего образования и повышение его привлекательности в мире.

В Болонской декларации министры выразили намерение:

 Внедрить систему понятных и сопоставимых степеней;

 Внедрить систему, основанную на двух основных циклах;

 Сформировать систему зачетных единиц (такую, как ECTS);

 Поддерживать мобильность студентов, преподавателей, научных и административных работников;

 Продвигать европейское сотрудничество в области обеспечения качества;

 Продвигать развитие европейского сотрудничества в высшем образовании (в том, что касается образовательных программ и сотрудничества между университетами).

 

Было установлено, что создание европейского пространства высшего образования должно быть завершено в течение следующего десятилетия, т. е. к 2010 г.

В качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса были приняты следующие:

 введение двухступенчатой системы высшего образования (системы, базирующейся на двух образовательных уровнях: бакалавр и магистр);

 создание единой системы зачетных единиц и более сопоставимых степеней;

 контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования);

 расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и проведения научных исследований);

 обеспечение трудоустройства выпускников;

4

 обеспечение привлекательности европейской системы образования.

 

На встрече представителей более чем 300 учебных заведений Европы в Саламанке в марте 2001 г. была учреждена Ассоциация университетов Европы (The European University Association) как главная организация Европейских университетов и структура, входящая в руководящий комитет Болонского процесса. Помимо нее в комитет также вошел Союз ректоров университетов Европы (CEURAC).

На этой встрече были озвучены следующие принципы развития Болонского процесса:

 Автономность вузов с ответственностью перед государством и обществом;

 Ответственность образовательного процесса перед обществом;

 Неразрывность связи высшего образования и научных исследований;

 Организация диверсификации (установление соответствия) системы зачетных единиц, степеней и критериев качества.

 

Ключевыми проблемами, на решение которых направлен Болонский процесс были признаны:

 Обеспечение качества, как фундамента для реализации целей Болонского процесса, озвученных в Болонской декларации 1999 года;

 Формирование доверия через аккредитацию Вузов;

 Совместимость образовательных программ и соответствующих им знаний, умений и навыков;

 Мобильность студентов, персонала и выпускников, включающая 2 формы: виртуальная и физическая, за доминирующей ролью последней;

 Принятие системы зачетных единиц ECTS (European Credit Transfer System);

 Адаптация программ и степеней, необходимых средств обеспечения качества, образовательных сетей.

 

Указываются следующие способы решения этих проблем:

 провести переоценку высшего образования и научных исследований для всей Европы;

 реорганизовать и омолодить программы и высшее образование в целом;

 развивать и базировать высшее образование на основе научных исследованиях;

 принимать взаимоприемлемые механизмы для оценки, гарантии и подтверждения качества;

 полагаться на общие термины европейского измерения и обеспечивать совместимость разных институтов, программ и степеней;

 содействовать мобильности учащихся, персонала и возможности трудоустройства выпускников в Европе;

 поддерживать усилия по модернизации университетов в странах, где существуют большие проблемы вхождения в зону европейского высшего образования;

 проводить изменения будучи открытыми, притягательными и конкурентоспособными дома, в Европе и в мире;

 продолжать считать необходимым, чтобы высшее образование было ответственно перед обществом.

5

Пражское коммюнике (2001)

На совещании в Праге в мае 2001 г. была предпринята оценка достигнутых результатов (на основе представленных национальных докладов) и определены основные приоритеты развития Болонского процесса на будущее. В совещании приняли участие 33 страны, в том числе Хорватия, Кипр и Турция - в качестве новых членов. Также присутствовали представители Лихтенштейна, которые присоединились к процессу в период между Болонской и Пражской конференцией, а также Европейская Комиссия.

Министры образования договорились о создании Рабочей группы по реализации Болонского процесса (BFUG), которая будет отвечать за его развитие. Группа состоит из представителей всех стран, подписавших Декларацию, а также Европейской Комиссии, ее председатель представляет страну, которая является председателем ЕС на данный момент. В качестве консультативных членов в рабочей группе участвуют: Совет Европы, Европейская ассоциация университетов, Европейская ассоциация учебных заведений высшего образования и Европейский совет студентов (ESU), сформированный на базе Европейских национальных студенческих советов.

Пражское коммюнике особо подчеркивает три направления Болонского процесса:

 Развитие обучения в течение всей жизни;

 Участие университетов и студентов;

 Повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования.

 

На этой встрече были скорректированы основные направления развития Болонского процесса:

 принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней;

 принятие системы, основанной на двух циклах обучения: достепенной и послестепенной (undergraduate & graduate studies);

 учреждение системы кредитов (обеспечивает перезачетную и накопительную функции, используется в приложении к диплому (Diploma Supplement));

 содействие мобильности: устранение препятствий свободному передвижению студентов, преподавателей, исследователей и управленцев;

 содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (ENQA и установление общих норм принятия рекомендаций и распространения лучшей практики);

 содействие Европейскому подходу к высшему образованию (развитие учебных модулей, курсов и программ, ведущих к совместному признанию степеней);

 содействие в организации обучения в течение всей жизни (lifelong learning)

 

Организационная структура управления Болонским процессом Высшим органом, принимающим решения по всем вопросам структуры и развития Болонского процесса, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года.

 

Партнеры